Когда сталкиваешься с совершенными вещами, не
важно в музыке, на экране или в тарелке, потом всегда хочется
поделиться эмоциями. Игра Grand Theft Auto 4 – именно такая прекрасная
и совершенная вещь.
GTA 4 без преувеличения гениально
разворачивает по разным причинам близкую нашей аудитории формулу
существования в провозглашенной группой the LOX системе ценностей
Money, Power, Respect. Поэтому сегодня – о ней.
Наверное, кто-то
уже замечал, что сюжетная основа Grand Theft Auto 4 нормально так
перекликается с фильмом "Брат". Только действие, для большего, надо
думать, колорита, из сонного Петербурга перенесено в Нью-Йорк – от
мест, где развивались события "Брата-2", тоже два лаптя по карте.
Аналог Данилы Багрова в игре зовется Нико Беллик, и его тоже занесло в
большой город к брату начинать новую жизнь. Брат зовут Роман и он
сноровисто втягивет родственника в неприятности: "Помоги, брат, албанцы
житья не дают, а то мне край. А вот, кстати, один русский, Влад зовут,
он вообще пиздец…" И так далее.
А дальше начинается то, что у
Балабанова резюмируется финальной репликой: "Все говорят: "Город –
сила". А я приехал и вижу – слабые тут все". За точность цитаты не
ручаюсь, но смысл таков. Нико показывает себя мужчиной скупым на слова
и скорым на расправу (диалог братьев: " – Ты его убил? – А ты думал, я
ему сделаю массаж?"). И как-то очень быстро вникает в криминальные
хитросплетения Либерти-сити. Потом, правда, выясняется, что этот парень
в спортштанах без вредных привычек (и это пока остальные герои дружно
шмыгают носами и что-то такое курят) не так-то прост, что внутри у него
свой ларчик с секретом, что есть у него здесь, в Либерти-сити свой
unfinished business. Но вот ведь в чем дело, и другие герои на его пути
регулярно оказываются не теми, за кого себя выдают. Прелесть GTA 4 в том, что эта игра сделана со всем старанием,
необходимым в производстве хорошего художественного фильма. Там просто
отличные диалоги, очень фактурные персонажи, максимально динамичный
сюжет. И простор для фантазии – в ваше полное распоряжение выдается
огромный оцифрованный аналог Нью-Йорка с его незабываемыми локациями,
которые вы потом будете выхватывать в клипах и фильмах и улыбаться:
"Х-ха, как же, помню!" Ну а если вам доводилось бывать в Большом
Яблоке, то и вообще все карты в руки. И не важно, что Статуя Свободы в
игре называется Статуей Счастья, а "пимповоз" Chrysler 300C зашифрован
под PMP600. Кто в теме – поймет и оценит. Ведь как не оценить складный
русский матерок на улицах местной версии Брайтон-бич? Или: вы едете по
Бронксу (здесь он Bohan) и вдруг видите на стене то самое легендарное
граффити с Big Pun (который в игре не похож на себя живого – опять же,
копирайты – но цветовое решение создает стопроцентную узнаваемость). То
есть и Бронкс не Бронкс, и Панишер не Панишер, но ты в секунду
понимаешь, что люди хотели этим сказать и думаешь: "Ну вы красавцы, а,
так заморочиться!"
А как вам ди-джеи на рэп-радиостанции Beat
FM, которые между песнями передают приветы Брокеру (это Бруклин) или
Dukes (это Queens)? Радиостанции, кстати, отдельная тема, треки отлично
вписаны в сюжетную канву. И выезд на "пострелять" эмоционально
подкрепленный словами Prodigy "You're fucking with dirty new yorker",
сам по себе превращается в явление эстетическое. Впрочем, ничуть не
хуже неспешно катить в стрип-клуб, который твоими руками должен
лишиться старого хозяина, в до блеска отполированном Escalade под
"Никого не жалко, никого" Сережи Шнурова.
И что занятно, ведь
по сути игра сводится к двум базовым действиям: быстро ехать и точно
стрелять. Но из этих двух простых продуктов кулинары Rockstar
приготовили столько вкусного, что стоит опасаться за собственное
будущее: экзамены, дипломы, проекты, дедлайны – стараниями
разработчиков все это может пойти крахом.
И да, тут тоже есть
к чему придраться. Мотивация героев не всегда безоблачна, местами
страдает драматургия. А где-то сценарная группа просто "не в
материале": так, одного из местных пацанов Нико уверяет, что явление
prison bitch является сугубо американским и в Европе такого добра нет
(или Россия по их меркам в Азии?) Но эти досадные мелочи не портят
общего ощущения. Ощущения того, что ты попал в отличное кино с очень
стойким ароматом американского хип-хопа и славянского преступного мира,
с ароматом дорогой жизни и самого прямого (но не самого простого) пути
к успеху. И если балабановский "Брат" был про "сила – в правде", то GTA
4 – про "нет правды на земле, но правды нет и выше". Нет хороших и
плохих, а поэтому "никого не жалко, никого". |